Кто такие ОФД и как они работают

18.06.2017 · 12:00
С последними изменениями в законе о применении контрольно-кассовой техники 54-ФЗ, ОФД стали новым обязательным звеном во взаимодействии владельца кассы и налоговой службы. В скором времени все владельцы кассового оборудования будут обязаны заключить договор с ОФД. Кто такие ОФД, как они работают, и почему договор с ними обязателен – расскажем в этой статье.

В чем заключается работа ОФД?


Само понятие «оператор фискальных данных» появилось в июле 2016 года, когда были внесены изменения в правила применения контрольно-кассовой техники. По новому порядку кассовый аппарат должен быть подключен к Интернету для передачи данных о каждом расчете в онлайн-режиме. Новый закон также предполагает, что данные передаются не напрямую, а через посредника – им и является ОФД.

Как он работает – рассмотрим пошагово на примере покупки молока.

  1. Покупатель приходит на кассу;
  2. Кассир сканирует товар, специальная программа на кассе формирует чек и добавляет позицию с товаром;
  3. Фискальный накопитель внутри кассы подписывает чек фискальным признаком (номером)
  4. Чек направляется на сервер оператора фискальных данных
  5. ОФД фиксирует получение чека, создает квитанцию, подписывает ее ответным фискальным номером
  6. От ОФД чек направляется в налоговую, а квитанция – обратно на кассу
  7. ФН фиксирует получение чека, и кассир может напечатать его или направить электронный вариант покупателю.

ОФД решает и более глобальные задачи. Во-первых, это беспрерывный доступ ФНС к фискальным данным. Во-вторых, хранение всех фискальных документов в течение 5 лет. Третье важное назначение – это поддержание связи с владельцами ККТ и покупателями через сайт. Наконец, одна из самых важных миссий – это гарантия безопасности данных.

Какая организация может стать ОФД


Прежде всего следует сказать, что операторы фискальных данных ведут коммерческую деятельность на конкурентном рынке. Это означает, что владелец кассы самостоятельно решает, с каким ОФД начать работать.

Однако не любая компания может объявить себя ОФД – это официальный статус, который присваивается при соблюдении ряда условий.

  • Технические возможности. Для работы в исправном режиме, оператору необходимо специальное оборудование и его постоянное обслуживание.
  • Место и регистрация. В соответствии со статьей 4.5 закона 54-ФЗ, организация должна быть зарегистрирована на территории России, а также иметь специальное помещение – собственное или арендуемое.
  • Лицензии и разрешения. Организация, которая планирует стать ОФД, должна пройти проверку ФСБ, получить разрешение на работу с фискальными данными от ФНС, а также лицензии на выполнение работы по защите информации и на предоставление телематических услуг связи.

Закономерно встает вопрос: почему роль ОФД не может играть ФНС или специально созданная государственная служба? Причин несколько. Первая – значительные материальные затраты, которые необходимо понести компании на техническое и программное обеспечение и его дальнейшую поддержку. В случае госучреждения эти расходы лягут на бюджет. Следующая причина заключается именно в посреднических функциях ОФД. К примеру, между владельцем кассы и налоговой службой возникли разногласия и привели к судебному разбирательству. ОФД может выступать в качестве независимой стороны. Помимо этого, работая в условиях конкуренции операторы фискальных данных стремятся повысить качество предоставляемых услуг.