Подключиться

Онлайн-кассы в ретроспективе: как появились операторы фискальных данных

15.06.2017 · 12:00
Изменения в 54-ФЗ и появление онлайн-касс сейчас кажется революционным событием в торговле: привычный порядок продаж изменен, к кассовой технике предъявляются новые требования, а за несоблюдение этих правил продавцам светят немалые штрафы. Однако, если более пристально взглянуть на историю использования ККТ, становится очевидным, что онлайн-кассы – это скорее часть постепенного эволюционного пути торгового дела.

Начать стоит с того, что кассовый аппарат в виде, более приближенном к современному, появился в конце XIX века в Америке. Причиной появления кассы можно назвать расширение магазинов и появление торговых сетей. С одной стороны, поток покупателей увеличился, и учет продаж необходимо было автоматизировать. С другой – развивалось понятие потребительского права, потребовался документ, доказывающий факт покупки, которым впоследствии стал кассовый чек. Налоговые службы также имели заинтересованность в проверке продавцов. После этого кассовая машина прошла модернизацию и уже смогла не только выдавать чеки, но и сохранять информацию обо всех платежах.

В течение второй половины XX и начала XXI века произошло несколько итераций в переоснащении кассовых аппаратов – от бумажной ленты до ЭКЛЗ, которая сделала невозможным изменение записанных на ней данных. Наконец, в течение последнего десятилетия на смену ей пришел фискальный накопитель и новый принцип работы. Первые реформы произошли в противоположных точках Европы – Швеции и Сербии, за ними последовала Восточная Европа, где опыт работы с онлайн-кассами можно назвать успешным. Как отмечает С. Климаш, самым ярким примером тому служит Грузия, где переход на новую ККТ увеличил налоговые поступления больше чем на 60 процентов. На текущий момент по системе прямой передачи фискальных данных работают не только страны СНГ, но и Балтика, Италия и Аргентина.

Говоря о России, эксперимент по внедрению касс нового вида начался в 2014 году. Его участниками стали более 1 100 компаний Москвы, Московской области, Калужской области и республики Татарстан. Результаты эксперимента признали положительными – как в плане роста выручки, так и в плане налоговых поступлений. Таким образом, на данный момент работа с онлайн-кассами и ОФД является обязательным на законодательном уровне.

Некоторые исследователи видят причины распространения кассовой техники с прямой передачей данных в недоверии государства бизнесу. Другими словами, новый порядок применения ККТ – это ужесточение фискальной политики, контроля над экономическими циклами. Если подойти к этому вопросу другой стороны, станет ясно, что выгоды приобретает не только ФНС, но и сами продавцы – обслуживание такой кассовой техники дешевле обычной, а необходимость выездных налоговых проверок сводится к минимуму. Покупатели, в свою очередь, могут заручиться честностью продавца или, в противном случае, проверить ее с помощью электронного кассового чека.