close Закрыть

Инитпро | ОФД

Партнёрам

Мы приглашаем к сотрудничеству компании и предпринимателей, ведущих профессиональную деятельность в разных направлениях B2B-сектора

Подробнее

Проверить чек

Подробнее

Agile в теории и на практике

Подписаться
на новости

18.08.2017 · 17:45
О гибких методологиях управления, объединенных общим словом agile, заговорили в начале 2010-х годов. Что примечательно, они характеризовались не просто как инновационные решения, но как решения, которые уже доказали свою эффективность на практике. Тем не менее, к 2017 году в бизнес-среде сформировались достаточно противоречивые мнения об этих методиках.

В данной статье мы кратко расскажем об agile и ее составляющих, а также попробуем найти ответ на вопрос – всегда ли ее применение оправдано.

Общие принципы


Итак, под agile-методами понимается набор практик, которые отвечают нескольким главным принципам:

  • ориентация на результат деятельности (продукт);
  • постоянное формирование требований и уточнений;
  • самостоятельность специалистов.

Для организации работы компании в соответствии с данными положениями, был разработан agile-манифест. Он представляет собой 12 правил, самые важные из которых – следующие:

  • В центре внимания – интересы заказчика и возможности продукта.
  • Наиболее эффективные решения предлагают самоорганизующиеся рабочие группы.
  • Документация должна быть формальностью, не препятствующей постоянному совершенствованию.
  • Стейкходеры разных уровней должны находиться в постоянном взаимодействии и прочее.

Если говорить проще, компания стремится создать продукт, как можно более точно соответствующий ожиданиям заказчика, при этом сотрудники готовы в любой момент переделать все до основания.

Методика разработки scrum


Как мы сказали, agile – это методология, то есть некий общий подход к решению вопросов. В рамках нее существует несколько методов, наиболее популярная из которых – scrum. Этим английским словом обозначается схватка в регби, когда результат матча напрямую зависит от отлаженного взаимодействия игроков.

У методики scrum также есть свои принципы, однако большее внимание стоит уделить структуре и процессам. Во-первых, она предполагает особое распределение ролей.

  1. Владелец продукта. Это либо сам заказчик, либо представляющее его лицо. На нем лежит ответственность за формирование общего видения продукта, требований к нему и оценку результата.

  2. Скрам-мастер. Представитель команды разработки, который также должен принимать в ней активное участие. Он координирует и стимулирует группу, следит за соблюдением требований и решает возникающие проблемы.

  3. Команда. К ней предъявляется ряд требований:

    • небольшой размер (до 10 человек);
    • кросс-функциональность (нет разделения на «отделы» по специальностям);
    • профессионализм;
    • заинтересованность в результате (команда должна иметь мотивацию работать качественно);
    • расположение в непосредственной близости (те, кто работает над одной задачей, должны находиться в одном помещении).

На первом этапе scrum-разработки формируется бэклог – перечень функциональных характеристик продукта в соответствии с видением, представленным владельцем. Далее работа разбивается на спринты – отрезки времени, которые чередуются с итерациями. На каждой из встреч участники рассказывают, каковы результаты последнего спринта, какие задачи решить не удалось и как это можно исправить.

Итоги внедрения agile


Гибкие методы пришли из IT-проектов, но там не задержались. Сегодня agile применяется в сфере пассажирских перевозок, банковских услуг и даже в работе органов государственной власти.

Однако, пока кто-то успешно применяет инновационные методики, другие компании становятся их жертвами. К чему может привести agile?

  1. Вопреки ожиданиям, собранные вместе сотрудники могут начать бездельничать.

  2. Установление общего, не индивидуального графика приводит к неизбежным отставаниям по срокам.

  3. Выдвинутое на первый план мнение заказчика может «ударить» по функциональности продукта.

  4. Работникам просто непривычно и некомфортно работать в постоянных обсуждениях.

И, наконец, финальный вопрос – почему опыт внедрения не всегда положителен? Есть мнение, что решающим фактором является масштаб бизнеса, и в среде малых компаний agile приживается более успешно. Но куда, в таком случае, подевать примеры Сбербанка, Uber и Google?

С нашей точки зрения, наиболее значимым является этап организации команды.

  • Гибкому управлению подчиняется команда профессионалов – специалистов высокого уровня, которые хорошо разбираются в своей работе.
  • Участники scrum-команды должны быть мотивированы. Мотивация – те причины, которые заставят стремиться к результату не только мастера или владельца продукта, но и каждого разработчика.