С последними изменениями в законе о применении контрольно-кассовой техники 54-ФЗ, ОФД стали новым обязательным звеном во взаимодействии владельца кассы и налоговой службы. В скором времени все владельцы кассового оборудования будут обязаны заключить договор с ОФД. Кто является оператором фискальных данных, как они работают, и почему договор с ними обязателен – расскажем в этой статье.
В чем заключается работа ОФД?
Что такое ОФД для кассовых аппаратов? Само понятие «оператор фискальных данных» появилось в июле 2016 года, когда были внесены изменения в правила применения контрольно-кассовой техники. По новому порядку кассовый аппарат должен быть подключен к Интернету для передачи данных о каждом расчете в
онлайн-режиме. Новый закон также предполагает, что данные передаются не напрямую, а через посредника – им и является ОФД.
Что делает оператор фискальных данных, рассмотрим пошагово на примере покупки молока.
- Покупатель приходит на кассу;
- Кассир сканирует товар, специальная программа на кассе формирует чек и добавляет позицию с товаром;
- Фискальный накопитель внутри кассы подписывает чек фискальным признаком (номером)
- Чек направляется на сервер оператора фискальных данных
- ОФД фиксирует получение чека, создает квитанцию, подписывает ее ответным фискальным номером
- От ОФД чек направляется в налоговую, а квитанция – обратно на кассу
- ФН фиксирует получение чека, и кассир может напечатать его или направить электронный вариант покупателю.
ОФД решает и более глобальные задачи. Во-первых, это беспрерывный доступ ФНС к фискальным данным. Во-вторых, хранение всех фискальных документов в течение 5 лет. Третье важное назначение – это поддержание связи с владельцами ККТ и покупателями через сайт. Наконец, одна из самых важных миссий – это гарантия безопасности данных.
Какая организация может стать ОФД
Прежде всего следует сказать, что операторы фискальных данных ведут коммерческую деятельность на конкурентном рынке. Это означает, что владелец кассы самостоятельно решает, с каким ОФД начать работать.
Однако не любая компания может объявить себя ОФД – это официальный статус, который присваивается при соблюдении ряда условий.
- Технические возможности. Для работы в исправном режиме, оператору необходимо специальное оборудование и его постоянное обслуживание.
- Место и регистрация. В соответствии со статьей 4.5 закона 54-ФЗ, организация должна быть зарегистрирована на территории России, а также иметь специальное помещение – собственное или арендуемое.
- Лицензии и разрешения, так как стать оператором фискальных данных нельзя без проверки ФСБ и разрешения на работу с фискальными данными от ФНС, а также лицензий на выполнение работы по защите информации и на предоставление телематических услуг связи.
Закономерно встает вопрос: почему роль ОФД не может играть ФНС или специально созданная государственная служба? Причин несколько. Первая – значительные материальные затраты, которые необходимо понести компании на техническое и программное обеспечение и его дальнейшую поддержку. В случае госучреждения эти расходы лягут на бюджет. Следующая причина заключается именно в посреднических функциях ОФД. К примеру, между владельцем кассы и налоговой службой возникли разногласия и привели к судебному разбирательству. ОФД может выступать в качестве независимой стороны. Помимо этого, работая в условиях конкуренции операторы фискальных данных стремятся повысить качество предоставляемых услуг.